Немного о вере в бога

Рассказ одного хорошего знакомого.

Когда я был ребёнком, моя мать предпринимала немало попыток сделать из меня верующего человека, каким была она сама. Всё началось с того, что однажды она достала из шкафа большой альбом репродукций картин Русского Музея и вкрадчивым голосом позвала меня: “Иди сюда! Я покажу тебе кое-что очень особенное!”. Я настроился на приятный сюрприз вроде конфет, но.. Она открыла альбом на одной из страниц с закладкой. Я увидел изображение женщины с ребенком на руках. У неё были странные, неживые черты лица. “Смотри, – сказала она. – Это – Богоматерь. А тут её сын – Иисус Христос!” “Ребеночек?” – спросил я. “Это сын божий!” – восторженно сказала она. Мать показывала мне репродукции картин и ранее, но в этот раз она почему-то сопровождала свой показ особо патетическим голосом с оттенком большой серьёзности, странными движениями рукой и пошептыванием чего-то себе под нос. Я спросил, а что она делает? И что такое “Богоматерь”? “Ты еще маленький, чтобы это знать! Потом поймешь! Эта икона – величайшая русская икона! Смотри!” Мать долго показывала мне репродукции, почему-то не особо вдаваясь в объяснения того, зачем она крестится, что-то шепчет и что вообще всё это значит. Я уже в детстве не любил, когда мне чего-то недосказывают. К чему эта игра в интригующий тайный смысл? Я всегда замечал, что что-то ускользает от меня, когда я спрашивал, почему папа шутит про весну и что такое копуляция. Но обычно мои неудобные вопросы вызывали хоть какой, придуманный на скорую руку, неубедительный, но всё-таки ответ. А здесь… А здесь меня откровенно осадили этим стандартным и грубым “Ты еще маленький!” и ещё стали потакать своим эмоциям. (Что матери важнее – интерес ребёнка или соблюдение каких-то ритуалов?) Всё это мне совершенно не понравилось. Однако это подстегнуло моё любопытство весьма сильно. Мне стало очень любопытно, зачем всё это делается и ради чего. Поэтому я внимательно слушал рассказываемое мне про религию родителями и тщательно анализировал сказанное, в надежде найти то, что заставляет моих родственникой вести себя определённым образом.

Мать часто читала мне на ночь. Как сказки, так и Библию. “Ева была создана из ребра Адама!” И мне в голову приходило сравнение со сказками. Например, с русскими народными, когда тесто оживало. Или сказками Андерсона, когда тыква превращалась в карету. Чем, собственно, Библия лучше этой самой сказки? А бог – знакомой Золушки? Но при этом мать не испытывала никакого восторга перед Колобком, Золушкой или её знакомой-колдуньей. А этот “бог” вызывал особое придыхание, трепет в голосе, шевеление рукой, пошептывание себе под нос чего-то. Почему? С чего это богу уделялось такое почтение? И почему сказки – это “сказки”, а в библию надо верить? И опять это молчание про этот полный эмоций тайный смысл, который мне якобы не понять.

Кстати, я часто интересовался, зачем все-таки мать шепчет что-то себе под нос и делает движения рукой. В ответ она говорила, что молится богу. Я не стеснялся задать свой вопрос повторно – а зачем это? Но в ответ она предлагала мне сделать то-же самое. Мне всегда не нравилось, когда действия опережают вопрос об их смысле. Зачем нужны такие необдуманные, глупые, на мой взгляд, действия? Так ли нужны они мне? Мне было откровенно лень делать непонятно что. И я совершенно не желал эти действия выполнять.

Кстати, когда я отказывался креститься и молиться, мать очень сильно злилась и ругалась. И тогда я припоминал ей, что её любимое православие учит быть милосердными. От этого она злилась еще больше. Я получал наказания, но взамен испытывал приятное чувство правоты.

А еще мать рассказывала, что бог – очень добрый и справедливый. Особенно меня это удивило, когда я слушал мифы про убийства богом непокорных ему. Например, миф про Содом и Гоморру. Тогда я поймал себя на том, что не очень понимаю, где же тут доброта. Уничтожить целых два города только из-за того, что их жители ведут себя иначе, нежели им сказано? “Но это просто непослушание, – сказал я, – ты ведь не станешь за непослушание меня поджигать!” “Да, но они были смертными грешниками!” – говорила она. Я замечал, что мать всегда находила отговорки и оправдания для явно жестоких действий бога. Получалась какая-то недостоверная, условная доброта. Мне это не нравилось, так как это создает возможность делать любые злые действия и называть их добрыми, называя борьбой с условным и мнимым грехом. А еще мне запомнился такой эпизод. Однажды мать читала мне про заповеди. “Не возведи себе кумира!” – заключительно произнесла она. И я подумал, почему вера в бога не есть возведение себе такого кумира? Чем он принципиально отличается от других? Бог имеет приемущества перед другими, о которых и говорит. Но не так ли бы себя повел и любой другой претендент на роль кумира на его месте?.. “Это же Бог!” – с пафосом говорила мне мать в ответ. Понятно. Любые действия бога объясняются тем, что это бог.

Но особенно часто я слышал это пафосное “Ни убий!”. “Это основная заповедь.” Но почему тогда приносят в жертву барашков, раз “Ни убий!”?

Вообще вветхозаветный бог – ужасная, кровожадная, крайне авторитарная, вредная, деспотичная и ревнивая личность. Убивает людей направо и налево. Геноцид аммонитян, убийства египетских младенцев, казни, пытки, погромы… Такому богу и молиться страшно. Положение попытались спасти в новом завете: там бог значительно человечнее, мягче и добрее. Но все равно осадочек остался…

А еще меня всегда возмущали комментарии, которые верующие люди делали, когда со мной случалось что-нибудь неприятное, например, когда я болел или же спотыкался на прогулке. “Это тебя бог наказывает! – говорили они, – Веди себя хорошо!” От них же я узнавал, что дети святые. Я был ребенком. И на вопрос “Значит, бог наказывает святых?” я не слышал никакого вразумительного ответа. Опять это “Потом поймешь!” в ответ или же целая нравоучительная истерика плюс лекция. Совершенно скучная.

Я совершенно не понимал (и не понимаю), как же именно мучительная казнь человека на кресте может сделать других бессмертными. Родители мне говорили, что Иисус даровал всем жизнь вечную. Во что мне мало верилось, ведь моя бабушка умерла тогда. На что мне говорили, что бабушка жива на небе. Но от родителей же я узнавал, что на небе есть космос с вакуумом и планетами, раскаленными звёздами с температурой в несколько тысяч градусов. Я совершенно не понимал, где же там место для моей бабушки. А еще я не понимал, с чего орудие такой жестокой казни – крест – пользуется таким почтением? Почему, например, маленький пулемет или пистолет никто не носит на цепочке и не ставит на вершины куполов? (Кстати, смотрелось бы куда оригинальнее и симпатичнее креста.)

Моя мама часто ругала режим Сталина. Критиковала его за убийства священников и взрывы церквей. Она была очень политизирована. Она часто и резко, со значительными эмоциями и придыханием, рассказывала мне о пытках в лагерях. (Сейчас мне кажется, что эта манера агрессивно-настроенных либералов рассказывать про пытки, особенно детям, – есть моральное уродство, но тогда я об этом не знал, хотя и не любил её рассказов про лагеря.) “Сталин наказывал людей за слова, за анекдоты, – говорила она, – это был тиран и палач!” Но однажды, рассказывая, что такое грех, мать сказала мне, что караемый грех – это дурное дело, слово и помышление. “То есть, за дурную мысль, а это даже не слово, надо наказывать!?” – спросил я. “Это карается!” – ответила она. “Но чем же это лучше твоего Сталина, который наказывал за слова!?” – спросил я. Мать сказала, что нельзя сравнивать палача и убийцу священников с библией. Я так и не понял, почему. Но на самом деле я понял, что это был уход от ответа.

Какое же большое число отговорок и условий допускают верующие. Это все равно что обещать сто рублей в понедельник, а потом их не дать и сказать, что-нибудь типа: “Я имел в виду, я дам сто рублей, если погода будет хорошей. А она плохая! Так что всё честно!”

Но особенно весело было, когда меня пытались крестить. Если вы спросите, как такого неверящего человека, как я, заманили в церковь, я вам скажу. Просто за счет любви детей к сладкому и моего любопытства. Мать мне сказала, что меня ждет сладкий хлеб и сладкое вино. Поскольку вино детям было нельзя, возможность попробовать вино для меня была сродни любопытному открытию. В моих руках погасла свечка. Мать стала говорить, что это плохая примета, священник стал уверять её, что это, наоборот, хорошая. Взрослый дядя, одетый в маскарадный костюм (А что такое ряса, по сути?), спорит с женщиной с высшим образованием о приметах и свечках! Меня в мои тринадцать лет это поразило. И тут я заметил, что дверь в церковь не закрыта полностью, а над алтарем открыто окно. Сквозняк! “Может, всё дело в сковзняке!?” – спросил я. На меня посмотрели, как на идиота. Ну а я посмотрел так на них.

Как-то раз потом, вспоминая это родительское “Потом поймешь!”, я понял. Я понял, что проще избавиться от противоречий, чем размышлять над ними. Я понял, что религия мне совершенно не нужна. Я прекрасно обхожусь без всякого бога. Отсутствие религии значительно упрощает жизнь и удаляет из неё лишние траты, надежды, хлопоты, опасения, ритуалы, запреты и прочие ненужности. Куда лучше потратить свое время (и силы) на что-нибудь действительно интересное и полезное, чем на молитвы, посещения церквей и чтение религиозной литературы. Я лучше книгу интересную почитаю, чем в душной пахнущей горелым воском церкви поторчу. Мне совершенно не нужно это изощренно-противоречивое ограничивающее учение, тщательно сватуемое на роль отправной точки мировоззрения. К чему вообще ограничивать себя всеми этими догматами и тратить силы на то, чтобы верить в них и их защищать? Зачем всё это нужно?

Если бы все религиозные обязательства и запреты действительно имели бы хоть какую-нибудь ценность, то добрая половина населения Земли, если не больше, уже давно была бы в числе святых.

Верить в бога или нет – индивидуальный выбор каждого. Но я очень против того, когда свою веру начинают навязывать другим. Верьте в своего бога сами.

Leave a Reply

