Коммунизм и православие

СССР был атеистической державой. Однако после её распада количество людей, называвших себя верюущими в бога, составляло сотни тысяч, если не больше. Странно, почему же атеистичный коммунизм создал такую плодородную почву для их появления? Можно сказать и иначе: почему сознание множества советских людей так легко восприняло христианский культ?

Возникает и другой вопрос. Почему с появлением Союза ССР большая часть жителей православной Российской Империи влилась в культ Ленина?

Это может показаться странным, пока мы не присмотримся к православию и коммунизму советского розлива – тоже, несомненно, культу – поближе. Мы обнаружим поразительные сходства, которые могут объяснить лёгкую преемственность.

Сходный формат культа

В православии почитается божественная троица, богоматерь и ещё целая армия святых. (И это притом, что православие называет себя единобожеской религией.) Плюс к тому, имеется особенная организация, претендующая на главенствующую в этом поклонении роль – РПЦ. Случайно это или нет, но в коммунистическом культе СССР также почиталась троица – Маркс, Энгельс и Ленин. Имеется и своя Богоматерь – мать святых идей – Н.К. Крупская. Несложно обнаружить и подобие армии святых: это многочисленные герои труда, герои Союза, стахановцы, орденоносцы, ударники, видные партийцы и так далее. Также была и определённая организация, претендующая на главенствующую роль – Партия. Партия – наш рулевой!

Однако сходный формат культа – это лишь первое, что бросается в глаза. Подобна и идеологическая составляющая. Рассмотрим её некоторые аспекты.

Пропаганда главенства идей над действительностью

Любая идеология, пропагандирующая безвозмездное предоставление ресурсов на основании идей, очень трепетно относится к защите этих идей. Она объявляет их высшей ценностью и жестоко карает критиков этих идей. Вспомните политические репрессии в СССР и инквизицию.

Попытки обменять идеи на конкретные материальные ресурсы делает и коммунизм, и православие.

Православие и коммунизм используют идею светлого будущего, прямо или косвенно провозглашая её наибольшей ценностью. Оба культа восторженно обещают будующее светлым, разница лишь в том, где именно оно обещается быть. Православие обещает вам попадание в прекрасный сад (“Рай”) после вашей смерти, если вы хорошо себя вели. А коммунизм обещает привести вас к… светлому будущему, но при жизни. Обе идеологии делают схожую подтасовку: они требуют от вас признания и не только его СЕЙЧАС за обещание блага ПОТОМ. При этом вовсе не факт, что потом будет именно благо! Заметьте, что тут требуется не просто само признание: оно должно быть подкреплено определёнными действиями. Например, вам надо вкалывать за гроши или покупать свечки. Вера без действий пуста. Аналогичная формулировка от коммунистов: пролетарий должен трудиться так, чтобы другим был пример.

В обоих случаях идеи светлого будущего преподносятся как нечто высшее, чем ваше настоящее. Причём труд за идею – это нечто особенно благородное.

Ценность идей в обоих случаях ставится выше материальных ценностей. Отсюда и особая нетерпимость к критике этих идей. Вы думаете, ГУЛАГ, политзеков и аресты за анекдоты придумали коммунисты? Как бы не так! Они благополучно позаимствовали эту идею у церкви. Которая учит, что богом  карается даже слово и дурное помышление. Большевики просто переняли опыт преследования еретиков у культа-конкурента.

Это очень выгодно: работа за идею выполняется бесплатно и страстно. При этом за неё вовсе необязательно платить достойно. А недовольных можно заставить трудиться в лагерях, причём тоже бесплатно!

Ещё одно значительное сходство связано с героизацией бескорыстной лояльности к культу.

Пропаганда идеи о том, что самопожертвование является благом

Центральный миф христианства – самоустроенная казнь Христа во благо человечества. Я уже писал тут, что нахожу этот миф весьма странным и гнусным. Полным приторного мазохизма. Однако он пришелся православным идеологам по вкусу.

В православии почитаются мученики, многие из которых получили ярлычок “святой”. Кто это такие? Это те, кто перенёс (или не перенёс) физические мучения за идеи веры. То есть те, кто пожертвовал собой ради культа.

Канонизация мучеников за веру отражает идею о том, что тяжелые физические испытания ради идей религии являются благом. И преподносятся как особые заслуги, как объект стремлений. Они служат пропуском в Рай, не говоря уже про внесение в число почётных героев РПЦ.

Благостность тяжких испытаний обыграна и в советском культе. Обратите внимание на идею героев труда. Герои труда – кто они такие? Кому же давали это почётное звание? Это люди, которые, не щадя собственных сил, времени и здоровья, вкалывали на благо экономики Родины. Тоже за идею, заметьте, но вовсе не за высокую зарплату.

Идея благости самопожертвования и её тиражирование очень выгодна. Как церкви, так и государству. В обеих случаях речь идёт о бесплатных услугах, за которые, ещё подчеркну, не надо платить!

Здесь меня могут спросить про святых мучеников и их бесплатные услуги. Какую выгоду получает церковь от их мучений!? Да прямую! Реклама. Это – примеры людей, призванные убеждать вас в том, что идеи о будущем доминируют над действительностью, даже если за это надо заплатить жизнью. А на этом принципе строится и сама церковь с её доходными статьями вроде пожертвований.

И совковый коммунизм, и православие пропагандируют самоотрешенную тяжёлую работу ради идей, называя её высшим благом, придавая ей оттенок героизма, просто играя на естественном желании человека получить славу и бонусные ресурсы. И, естественно, экономя средства на его жаловании. PROFIT!1

Также обе идеологии потрафляют отказу от материальных ценностей, называя это благом. Коммунизм учил отказу от частной собственности. Церковь учит жертвовать, давая ей денег.

Примечательно тут и другое: главные идеологи культов, будь то парторги или попы, вовсе не отказываются от дорогих мерседесов, швейцарских часов и квартир. А, значит, идеи о пожертвовании – это всего-лишь лицемерные рассказы с целью запудрить мозги и возвыситься на фоне других, при этом улучшив своё материальное положение.

Некоторые жертвы их пропаганды всё же жертвуют собой, забывая, что они не делают что-то великое, а лишь вредят сами себе в угоду чужих продиктованных властной корыстью идей!

Однако ещё более гнусным является следующая общая черта.

Нагнетание чувства вины и потрафление ему

Вызов чувства вины и давление на него – это эффективный способ манипулирования. Обычно он применяется для того, чтобы получить какие-либо ресурсы, например, деньги или обязательства труда.

Православная церковь ловко культивирует чувство вины, заставляя считать своих прихожан грешными. И потом платить. Во-первых, пропагандируется идея о том, что любой человек грешен изначально. То есть, сам факт вашего существование уже делает вас обязанным как-то компенсировать свой грех, например (и это лучше всего), нести в церковь деньги и прочие материальные ценности. Но первородного греха – мало. Вот вам перечень того, что является грехом в РПЦ, который несложно найти в Гугле. Если внимательно присмотреться к этому перечню, то мы заметим, что не согрешить, при этом живя, попросту невозможно! Потому что грехом называются естественные этологически обусловленные образцы поведения человека вроде стремления выпендриться дорогой машиной. Вы грешны всегда! И тут появляется церковь с идеей замаливать грехи и искупать их благими делами. Например, машинку лучше не себе, а дяде в ведре и платье. Можно ещё нести в храм денежные средства.

Ну и, наконец, вы должны Иисусу, который страдал за вас (без вашего на то согласия, разумеется)! Так что молитесь и подчиняйтесь его “дому” – церкви!

Нечто похожее мы встречаем и в советской идеологии. Вы также кругом должны. Солдатам, умиравшим за вас и ваше благо в войне против фашизма. Героям труда, сторившим за вас, бездельников, светлое будущее. Ленину, который придумал для вас рай на Земле. Вы должны! А как искупить свой долг? Мсти врагу у станка! Трудитесь в поте лица (за гроши), и тогда у вас появится шанс получить шанс свой долг перед советским народом искупить.

Смирение, страх, терпеливость – горячо любимые коммунистическими и церковными идеологами качества, наряду с чувством вины. Потому что если вы должны, то вас проще использовать в качестве дешёвой рабочей силы и источника доходов!

Однако коммунизм и православие не ограничиваются насаждением чувства вины. Вы должны им нечто большее – собственную жизнь!

Отказ от индивидуальности, чуждый природе человека как территориального хищного животного, пропагандируется и большевиками, и попами. Естественно, с целью убедить отдавать всё своё им! С пропагандой самопожертвования и отказа от индивидуальности связана ещё одна общая черта.

Коллективная мораль

Коллективная мораль – это когда один человек из сформированного по формальному признаку некоего множества людей несёт ответственность за поступки всех остальных людей из этого множества. Ровно как и все люди из этого множества могут понести ответственность за поступки одного его члена.

Коллективная мораль весьма гнусна. Она заставляет нести ответственность за деяния не имеющих к вам отношения людей, только лишь потому, что вы и они можете быть сгруппированы по одному лишь признаку. При этом вы можете и не причислять себя к этому множеству людей.

В Советском Союзе государство брало на себя воспитательные функции. И оно активно, с раннего возраста, насаждало парадигму коллективной морали.

В детском садике обрюзгшая кондовая воспитательница наказывает всех детей из класса за то, что конфеты из столовой спёр Вовочка. Ровно как и Вовочка может понести наказание за весь класс, если попадётся на краже конфет.

Других примеров можно найти массу. Прораб отвечает за рабочих, которые несут ответственность за прораба. За проступки учеников класса (классного коллектива лучше сказать) несёт ответственность староста. Ну а если провинился сам староста, то отвечает весь класс! За то, что “подвёл” старосту или вовремя его не образумил. Подвёл старосту, а, значит, и комсомольца-куратора. А, значит, и члена КПСС, который его назначил. А, значит, и заветы Партии. И, значит, заветы Ленина, а, следовательно, и самого Ленина! После этого бедные школьники должны были сгореть от страха и стыда.

Иными словами, это называется круговая порука. Гнуснейшее явление из советской действительности.  Круговая порука – гнусная, тяжёлая, искусственная, омерзительная и непробиваемая тупость, созданная для манипуляции и запугивания. Мне трудно сдерживать себя от употребления негативных эпитетов, когда я об этом пишу. Потому что советская коллективная мораль – это одно из гнуснейших явлений, которое, кстати, не выродилось окончательно даже до сегодняшнего дня.

Возможно, вы спросите, а причём здесь православие. Православие также пропагандирует коллективную мораль. Чтобы в этом убедиться, достаточно открыть одну книгу, которая признаётся в православии как его основа. Речь идёт о Библии.

Библия пестрит примерами. Рассмотрим один очень яркий – с казнями египетских первенцев. По описанной в Пятикнижии легенде, фараон отказался освободить захваченных им в бою еврейских рабов. И кто же понёс наказание за его решение!? Египетские младенцы! Ни в чём неповинные младенцы, которых было аж 10, ни много ни мало, казней! Потому что они египетские.

Этот пример – далеко не единственный. Вот вам цитата, где речь идёт о войне евреев с аммонитянами.

30  И взял Давид венец царя их с головы его, – а в нем было золота талант и драгоценный камень, – и возложил его Давид на свою голову, и добычи из города вынес очень много.
31  А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими. И возвратился после того Давид и весь народ в Иерусалим. (2Цар.12:30,31)

Здесь бросается в глаза то, с каким безудержным цинизмом наказываются люди, только лишь из-за своей принадлежности к определённому народу и пребыванию в определённом городе. Аммонитянин – значит тебе под пилы!

Но с особенным цинизмом караются идеологические измены, как будто это подрыв устоев КПСС в 1937 году. Книга Исход, гл. 32. Речь идёт о том, что народ в ожидании Моисея сотворил себе иного кумира.

Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.

И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне.

И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!

Всемогущий боженька не очень любил, когда у него за спиной творят такие штучки. Поэтому он направил к народу Моисея в оперативном порядке. Моисей так спешил, что разбил по пути глиняные таблички (ерунда, потом бог выдал ему новые). Но когда прибывший к народу Моисей увидел золотого тельца, он обезумел от ярости, по божьему вразумлению. Моисей сжёг тельца, стёр в порошок, смешал с водой и заставил окружающих всё это выпить. Хоть золото и не горит, но пить смесь золота с углём и водой – это глупо. Да простят читатели мне шутку, но я не ожидал от еврейского деятеля, что он станет поступать так с драгметаллом. Ведь глупо!

Но это – лишь прелюдия безумия. Далее Моисей приказывает членам колена Левиева взять мечи и истребить как можно больше своих соплеменников! Они истребили около трёх тысяч человек, и, казалось бы, теперь-то ревность бога должна была уняться. Как бы не так: в последнем стихе этой кошмарной главы бог на прощанье насылает на остатки людей «пораженье» «за сделанного тельца, которого сделал Аарон». Коллектив должен нести ответственность за деяние Аарона. Но когда речь идёт об идеологической измене, то коллектив наказывается вдвойне! Нет, 37-й год тут нервно курит в сторонке.

Такими отвратительными примерами буквально пронизан весь Ветхий Завет. Идею коллективной морали радостно периняли и большевики. И использовали её в воспитательных целях. Отсюда, кстати, и идея городов-героев. Как героем может быть не человек, а город!? Большевики просто пытались обезличить коллектив. И заодно воспеть его страдания. Роль у народа-мученика – особая. Следующая общая черта.

Приписание русскому народу исключительной роли

По выражению Ф.М. Достоевского, русский народ – народ-богоносец. Народу-богоносцу приписывается особая роль – победа над… Западом, который, внимание, загнивает! Побеждает только русский путь. И только русскому народу доступна истинная вера – православие, а не порочная вроде католичества. Тут я ещё раз напомню, что говорить об истинности веры некорректно, потому что в религии отсутствуют доказательные критерии истинности и способы их проверки. Причём лично я не знаю, кто же автор этой идеи: сам Ф.М. Достоевский, известный религиозный беллетрист, или же какой-нибудь священнослужитель. В принципе, важно не это, а то, что РПЦ с охотой тиражировала (и тиражирует) эту идею.

Те же песни, только в другой аранжировке, мы слышим и от коммунистов. Великий Ленин озарил нам путь, за которым мы через миры и века выведем всё прогрессивное человечество из лап проклятых империалистов к победе коммунизма и свободе. Советскому народу также приписывается особая роль носителя “правильной” и непорочной идеологии, победителя империализма и злого Запада (отсюда неутихающая и по сей день истерика про победу над Германией). Советская идеология также постулируется как более новаторская.

Характерно, но разговоры про загнивающий запад не имеют ничего общего с импортом товаров. Почему-то яростные патриоты не против использовать загнивающие немецкие машины  В любой хорошей лаборатории вы найдёте загнивающие австралийские, японские или корейский приборы. Гематологическая лаборатория, в которой работает один мой знакомый врач, пользуется японскими микроскопами, деликатно называя советские “менее подходящими”. Когда вы идёте в магазин, вы также покупаете западные товары – от картошки до ЭВМ. Это очень напоминает один известный интернет-мем, когда арабский студент проснулся по звонку американского смартфона, надел турецкие (страна НАТО, кстати) тапки, почистил зубы китайской зубной пастой, помыл зад итальянским мылом, надел французские штаны, затем португальские мокасины, сел в немецкую машину и поехал по финскому асфальту молиться о скорейшем уничтожении Аллахом загнивающего Запада.

Почему так? Потому что злой не Запад. И виноват не он, а наша отсталость. Просто потому, что западная цивилизация более развита технически! И мы, со всей нашей православной-расправославной идеологией, не можем с ним конкурировать! Мы пока не можем позволить себе отказаться от более прогрессивных товаров, просто потому, что не в состоянии производить товары такого уровня сами!

Ещё раз. Виноват не злой Запад, а наша техническая отсталость! Зато у нас духовность. Которая нам совершенно не помогает развиваться технически. Я уже писал об этом тут.

Ещё следует заметить и то, что русская культура состоит из заимствований большей частью. Взять, например, памятники России, внесённые в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Старая Ладога. ОК. Вспомним историю. Кто там правил? Варяг Рюрик! Скандинав! Он пришёл княжить, очевидно, привезя с собой свою, западную, модель управления. Говоря о более поздних культурных вливаниях, вспоминаются православные храмы Ладоги. Мало того, что само православие было заимствовано из Византии, так и храмы Ладоги были построены из византийского кирпича и расписаны, вероятно, византийскими мастерами.

Да что Ладога!? Взять пример поближе – Петербург. Чьи имена мы видим в числе его выдающихся архитекторов? Растрелли, Валлен-Деламот, Трезини, Кваренги, Тома де Томон, Монферран и многие другие. Европейские. Были, конечно, и русские. Но у кого они научились?

Примеров откровенных заимствований в русской культуре множество.

Поразительно, но наибольшего развития Россия получила именно при тесном взаимодействии с Европой, которая притом называется не иначе как “загнивающей”!

Русская культура эклектична и пестрит заимствованиями. Однако я бы не стал говорить о её самобытности в таком случае. Тем более я бы не стал говорить об особенности народа, который эту заимствующую культуру поддерживает.

И ещё одно важное сходство, на которое хочу повторно обратить ваше внимание.

Лицемерие и воинствующая нетерпимость к критике

Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек!
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.

Эти громкие трогательные строки, написанные пропагандистом коммунизма В.И. Лебедевым-Кумачом, меня удивляют, если вдуматься в них получше. Они были написаны во времена расцвета ГУЛАГа, когда миллионы людей гнили за решётками. За слова, за анекдоты. В этом вы можете убедиться, почитав, например, А.И. Солженицына. Фотографии лагерей ГУЛАГ вызывают настоящий ужас.

Советская пропаганда яростно нападает на фашистов, истреблявших русский народ, но при этом лицемерно умалчивает про то, что в ГУЛАГе умерло ещё больше собственных граждан, которых до изнеможения гоняли как бесплатную рабочую силу. Отличное подспорье для экономики страны!

Культ Ленина отличался кровожадностью. Однако государственное христианство не сильно лучше.

Не то, что неприятие, а просто критика канонов православия, да и христианства вообще, также повлекла за собой немало пыток и смертей, чего мы видим из истории. Инквизиция в Европе. Крестовые походы, охота на ведьм и так далее. Православие в России тоже отличалось жестокостью, что, в принципе, не есть нечто удивительное для тоталитарной госсекты. Для примеров ищите документы про насильственное крещение марийцев и казни жидовствующей ереси.

При этом православие также поёт про благостность, прощение, умиление, добросердечность, как и совок пел про свободу и всеобщее счастье. Про некоторые наиболее омерзительные мифы церкви и их развенчание – тут.

Пропаганда благих идей и их некудышная реализация – особенность тоталитарных идеологий. Ну, и ещё одна важная черта.

Тоталитаризм

Православная идеология стремится детерминировать все сферы бытия человека, внеся в них свои инструкции. Чего стоит один “Домострой”, до сих пор почитаемых многими боговерами. Советская же идеология стремилась сделать то же самое. В совке были разработаны правила поведения для дошкольных детей, октябрят, пионеров, комсомольцев, в общем, для людей всех возрастных групп. С молодых соплей.

Эти правила, конечно, отличаются от домостроевских, но тут важно не это. А то, что идеология стремилась детерминировать все правила жизни для всех и также добровольно-принудительно внедрить это в сознание людей.

Я уточню, что я не против православия. Я лишь против того, когда христианский культ становится государственной идеологией. И именно в этом смысле я и употребляю тут слово “православие”.

Православие и коммунизм пропагандируют одинаковые по сути идеи. Разница только лишь в форме. Православие и коммунизм несут в себе черты тоталитарной, замкнутой секты. Сталин хорошо усвоил уроки семинарии, в которой он учился. И идеологический террор придумали вовсе не большевики.

Более того, коммунизм можно назвать производным православия, в силу его непервичности. И с этих позиций православие на Руси не закончилось в 1917 году. От революции пострадали церкви и попы, но не дух церкви, который вознёсся в 17-м и воскрес в 90-х. Православие было и есть. И тут интересно подумать, а будет ли оно в дальнейшем? Ждёт ли нас очередной государственный православный тоталитаризм снова?

В России исторически сформировались два противоборствующих  вектора развития – назовём их прозападный и славянофильский. Первый нацелен на наращивание культурных, экономических, научных и политических контактов с Европой, США и остальным прогрессивным миром. Второй нацелен на закрытость, изоляцию, самость. Провозглашается ложная уникальность России. Делается ставка на техническую отсталость во многих отраслях, прежде всего в производстве товаров народного потребления, низкий уровень жизни, но зато особый путь и загадочную русскую душу. И идола, будь то Ленин или Иисус. Несложно видеть, что тоталитарное православие исповедует верность преимущественно второго пути. Потому что именно в таких условиях комфортнее всего прививать лживую тоталитарную идеологию. Православие – это пережиток средних веков, который боится света просвещения. Убегая от него, как грызуны в амбаре от света фонаря.

Будующее будет иметь тот путь, который “перевесит”. Так что же перевешивает в России? Тут следует обратить внимание, какая именно идеология получает поддержку среди большинства населения.

Преимущества западного пути россияне уже успели оценить. Это и достаточно высокий уровень жизни в современной России. И открытые границы. И качественные товары. И самртфон с компьютером у каждого. И прочие блага цивилизации. Несомненно, это плюсы, физические плюсы, отказ от которых уже немыслим для многих россиян. Сейчас уже никто не согласиться выкинуть мобильные телефоны, перейдя на грормоздкие проводные, вывезти Мерседес из гаража, поставив туда Ладу. Никого сейчас не соблазнишь низкокачественными совдеповскими громоздкими телевизорами или суррогатным российским сыром вместо Пармезана.

Второй же путь вряд-ли предлагает хорошее, кроме обещаний светлого будущего. Плюс квасной патриотизм и духовность.

Но существуют и другие факторы, которые не обещают тоталитарному православию светлого будущего и которые будут препятствовать его возрождению.

Замечена одна любопытная вещь: из идей, пропагандируемых тоталитарной идеологией, найдётся хоть одна, развитие которой разрушит эту идеологию.

Например, христианство проповедовало идею образования и накопления знаний. Потом это вылилось в то, что европейские исследователи стали обнаруживать факты, которые противоречили Библии. Например, дух исследований породил учение об эволюции, открыл возможности синтеза органических веществ из неорганических “в стекле”, планетарную модель Солнечной Системы и другие важные открытия, которые очень сильно подорвали христианскую идеологию. В конечном итоге это привело к тому, что религия потеряла то влияние, которым она располагала ранее.

Сейчас Землю держат не три кита и жизнь создал не боженька. Современная наука предлагает более интересную и чёткую картину.

Советский православный коммунизм проповедовал материализм: первичность мира материальных объектов. Ну а раз материальные объекты имеют первоочередное значение, то они важнее идей светлого будущего. Да и вообще акцент на мире материального привёл к тому, что пустые полки магазинов никак не могли удоволетворить спрос советских людей. Отсюда – события 1991 года.

Идеология эволюционирует очень медленно. Поэтому православный тоталитаризм не сожет придумать что-то новое в идейном плане в ближайшем будущем. Ну а с прежними его идеями человечество уже поимело дело. Наше общество уже переболело тоталитаризмом и получило иммунитет к его идеям. Что создаст огромные препятствия для того, чтобы снова воскресить их на государственном уровне.

Также в последнее время невообразимо возросли скорости передачи информации, как и география её передачи. Как и доступность. Например, из Якутии можно скачать книгу, выложенную и написанную в Южной Африке. Сейчас для того, чтобы найти нужную книгу, зачастую необязательно идти в библиотеку. Часто для этого достаточно лишь сделать несколько нажатий клавиш. Можете посмотреть, я уже писал тут об этом.

Высокие скорости передачи информации способствуют просвещению, то есть распространению научных идей. Однако не следует забывать, что это может сыграть и обратную роль: улучшить распространение идей мракобесных. Однако здесь есть один важный фактор, которым не располагает религия: фактор проверяемости. Если научные идеи я могу проверить быстро за счёт доступности информации же, то идеи религии я не смогу проверить никак, в силу того, что проверяемых доказательных критериев в религии просто не существует. Это обстоятельство существенно снижает доверие к религиозным идеям. Кстати, верующие, хоть и говорят про успехи лечения мощами, но выбирают лекарства, когда дело доходит до их собственного здоровья. Я уже писал тут про этот любопытный факт.

Ещё один важный фактор антитоталитарности – это так называемый дух улучшения.

В обществе есть некий консенсус относительно правил поведения, стандартов эрудиции и так далее. Они подвержены изменению во времени, с тенденцией на улучшение, правда, с колебаниями. Так, в современном российском обществе уже недопустимо, ну хоть это, насиловать дворовых девок, бить крестьян плёткой, карать за богохульство, устраивать публичные казни, хотя в XIX веке это было нормой. Моральные устои становятся более гуманными, они улучшаются со временем. Кстати, это правило распространяется не только на мораль, но и на другие сферы, например, на стандарты образованности. Сейчас уже стыдно не знать, в каком году умер Пушкин, произошла Русско-Японская война и кто автор “Войны и мира” и так далее. Не уметь отличить цезий от Цельсия, Гоголя от Гегеля, Бабеля от Бебеля, кобеля от суки и мешок от сумки. Хотя в XIX веке образованность не была нормой, так что о подобных вопросах не было и смысла говорить.

Похожая идея излагается в замечательной книге Р. Докинза “Бог как иллюзия”, в главе 7, про “Дух Времени”.

Так вот. Общество уже успело стать лучше и вряд-ли согласится принять пропагандируемые тоталитарным православием вещи вроде коллективной морали и воспитания круговой поруки или копеечной работы за идею. Оно вряд-ли согласится принять идею креационизма, тогда как уже есть теория Дарвина-Докинза. Никто уже не согласится, за исключением клинических не образующих норму идиотов, лечить гнойное воспаление святой водицей.

Православный тоталитаризм – это то, чем общество уже переболело. И приобрело к этому иммунитет. Так что для воцарения тоталитаризма потребуется радикально изменить общество. Есть лишь один способ, как это можно сделать, – война. Например, гражданская. Но масштабная война в нынешней России, похоже, многим не на руку. Так что она вряд-ли будет в ближайшем будущем, я думаю.

С этих позиций, предпосылки для тоталитаризма не кажутся сильными. А это означает технический прогресс, развитие общества и, как следствие, надежду на светлое будущее.

На этой оптимистичной ноте – всё на сегодня. Спасибо, что зашли.

Advertisements

2 thoughts on “Коммунизм и православие

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s