Особые знания диких племён и народные средства

Как ни странно, но в наше просвещенное время весьма популярен миф о том, что дикие племена из джунглей и саванн обладают некими магическими сверхъестественными знаниями, которые недоступны жителям цивилизованного мира. По этой причине дикие племена нередко воспринимаются как носители мудрости, здоровья, силы и не потерявшие то, чего лишился современный европеизированный житель Земли.

Романтизация первобытности со щепоткой магии, как минимум, просто глупа. Признаться, меня она чудовищно бесит. Она характерна для мечтательных мудаков, в глаза не видевших сами дикие племена и многих книг не читавших. Про этнографию аборигенов в особенности. И сегодня я приведу вам несколько примеров ценности первобытных “знаний” и умений. Надеюсь, они будут достаточно показательны.

Вот женщины из племени Мурси, обитающего на территории современной Эфиопии.1024px-Murzi2

mursi4

Обязательная традиция для всех женщин племени – распарывать себе нижнюю губу и вживлять в неё деревянный или глиняный диск.

Ритуал с дисками достаточно сложен; процитирую один сайт.

После того, как женщина с деревянной тарелкой выходит замуж, ее заменяют на глиняную тарелку, которая называется дэби. Диаметр тарелки может достигать тридцати сантиметров!

Раньше, когда эфиопов забирали в рабство, некоторые эфиопы специально калечили себя, однако, в настоящее время, размер дэби является мерилом красоты. У девочек мурси в настоящее время есть выбор, прорезать нижнюю губу или нет. Чем больше размер тарелки, тем больший выкуп дадут за невесту, а вот если губа не прорезана, то выкуп будет очень маленький.

После того, как тарелка установлена, у Мурси убирают передние зубы, чтобы они не стучали о край тарелки. В дыру между зубами хорошо видно потрескавшийся и кровоточащий язык. В общем, в сочетании с головным убором красота получается просто сказочная!

Да, сказочнее некуда. Эта традиция тщательно бережется и лелеется; ношение дисков является элементом племенной идентификации.

Лично я не вижу в этом никакой романтики особых знаний. Эти люди свято верят, что делают что-то сверх-нужное, хотя, на самом деле, просто калечат самих себя! И у них нет понимания этого. И они не придумали, как самоидентифицироваться без травм. Так о каком особом знании и природной мудрости тут можно говорить?

Защитникам традиций и тем, кто верит в их магические бонусы, я просто предложу сделать то же самое.

Ещё пример, на этот раз из Океании. Цитирую.

Классические культы карго были распространены во время Второй мировой войны и после неё. Огромное количество грузов было десантировано на острова во время Тихоокеанской кампании против Японской империи, что внесло коренные изменения в жизнь островитян. Произведённые промышленным образом одежда, консервы, палатки, оружие и другие полезные вещи в огромных количествах появились на островах в целях обеспечения армии, а также и островитян, которые были проводниками военных и гостеприимными хозяевами. В конце войны воздушные базы были заброшены, а груз («карго») больше не прибывал.

Чтобы получить товары и увидеть падающие парашюты, прилетающие самолёты или прибывающие корабли, островитяне имитировали действия солдат, моряков и лётчиков. Они делали наушники из дерева и прикладывали их к ушам, находясь в построенных из дерева контрольно-диспетчерских вышках. Они изображали сигналы посадки, находясь на построенной из дерева взлётно-посадочной полосе. Они зажигали факелы для освещения этих полос и маяков. Приверженцы культа верили, что иностранцы имели особую связь со своими предками, которые были единственными существами, кто мог производить такие богатства.

Островитяне строили из дерева в натуральную величину самолёты, взлётно-посадочные полосы для привлечения самолётов. В конце концов, поскольку это не привело к возвращению божественных самолётов с изумительным грузом, они полностью отказались от своих прежних религиозных воззрений, существовавших до войны, и стали более тщательно поклоняться аэродромам и самолётам.

Как вы поняли, речь идёт про Карго-культы. Дикие, преданные обычаям предков туземцы верят в то, что если поклоняться макетам самолётов, то им привезут бесплатные консервы.

Ну и где здесь древнее магическое знание? Где чутьё шаманов? Где сила духа предков? Где откровения Духа?

Уверен, что и у всех остальных диких туземных племён можно отыскать примеры столь же несуразных обычаев.

Сходные с причинами веры в супер-способности дикарей причины имеет и другое распространённое заблуждение – вера в чудесность народных средств. На ней сотни шарлатанов зарабатывают нехилые барыши.

Романтизация народных средств, особого знания крестьян, натуральности, русскости и сверх-целебности народного просто тошнотворна. Если вы верите в народные приметы, то вы либо очень серый человек, либо откровенный мудак.

Вот, например, народные приметы ядовитости грибов. Отсюда, хотя про эти признаки я и сам слышал немало раз, когда отдыхал в деревне.

  • Ядовитые грибы имеют неприятный запах, а съедобные — приятный .
  • «Черви» (личинки насекомых) не встречаются в ядовитых грибах.
  • Все грибы в молодом возрасте съедобны.
  • Серебряные предметы в отваре ядовитого гриба чернеют
  • Головка лука или чеснока буреет при варке с ядовитыми грибами.
  • Ядовитые грибы вызывают скисание молока.
  • Ядовитые грибы горчат

Эти правила настолько безосновательны и глупы (как и почти все народные приметы и советы), что мне даже забавно представить себе человека, который в них верит. Вернее, было забавно. Пока я не узнал, что бабушка моей подруги отравилась бледными поганками. По её словам, грибы, которые она приготовила, были с червями. Бабушка умерла, трагедия в семье. Увы! Но это яркая и трагичная иллюстрация фразы “если не убить невежество, то оно убьёт тебя”.

Думаю, уместно будет сказать пару слов про несостоятельность этих примет.

Прекрасный гриб подмолочник имеет запах крабов или тухнущей рыбы. Я не скажу, что он приятный. Подмолочник совершенно неядовит и весьма вкусен. Однако смертельно ядовитая бледная поганка имеет слабый и приятный запах.

Лисички почти не поражаются червями, однако они – не редкость в бледных погнанках.

В молодом возрасте съедобны только съедобные грибы. Ядовитость гриба не зависит от его возраста.

Следующие примеры не являются качественными реакциями ни на один из грибных ядов.

Скисание молока вызывают молочнокислые бактерии, но никак не грибы.

Про горькость хочется сказать отдельное слово. Гриб горькушка – съедобен и вкусен. Конечно, он горчит. А вот бледная поганка имеет приятный, по словам выживших, вкус. Следуя этой примете, проще отравиться бледными поганками, чем горькушек натушить.

Ещё один вопиющий пример эффективности народных средств известен из истории спичек. Известный народный метод “лечения” отравлений – пить молоко. Не важно, чем именно вызвано отравление, главное, у народа есть средство на все случаи. Сейчас мы знаем, чем это обернулось в XIX веке во времена спичек из белого фосфора.

Тогда спички содержали белый фосфор – очень ядовитое вещество. Белый фосфор особенно опасен при попадании внутрь.

Как известно, поведение маленьких детей такое, что они стремятся положить себе в рот всё попавшие им в руки предметы, без разбора. Нередко в их цепкие ручонки попадали и спички. Естественно, дети травились. Причём доза яда для ребёнка ниже, чем для взрослого. Для трупа достаточно всего нескольких спичек.

У белого фосфора есть одна особенность – он жирорастворим. Поэтому любая содержащая жир пища только облегчает проникновение яда в организм и замедляет его выведение. И, естественно, обостряет течение отравления.

Молоко содержит достаточно много жира. Я думаю, вы догадались, чем же лечили детские отравления фосфором в народе. Сложно сказать, сколько младенческих жизней уцелело бы, если бы не народная медицина и её опасные советы.

Народные средства – это средства, разработанные неграмотными людьми и пропагандируемые неграмотными же людьми. Поэтому глупо ждать от них какой-либо особой целебности.

Я уверен, что если бы средства народной медицины работали, они давно бы перекочевали в общую медицинскую практику. Но этого не происходит. Потому что народные средства – фигня. И им так и суждено остаться народными, то есть, без научного подтверждения, средствами. В эффективность которых верят люди в силу своей серости.

Глупо ждать каких-либо сверх-знаний от безграмотных, набожных, упёртых, суеверных крестьян. Наивно ожидать, что крестьяне разработают более эффективное средство от, скажем, холеры, чем современные производители антибиотиков. Однако до сих пор есть конченые мудаки, которые этого не понимают и свято верят в народные средства, потому что это “истинно русское” и “зов предков”.

Народные средства – говно, а крестьяне – это необразованная масса, как и дикие племена. И нехрен тут спорить. Верования без подтверждений их валидности могут быть очень опасными. Надеюсь, вы это усвоили. Берегите себя.

Advertisements

One thought on “Особые знания диких племён и народные средства

  1. Насчёт народных средств – да, крестьян вряд ли можно было назвать светочами ума, но… их было много. Т.е. таки может чисто вероятностно иногда и быть рациональное зерно в народных средствах, например “пожрал щавеля – прошла цинга”. Разумеется, наряду с большим количеством бреда и, более того, такими действующими исключениями оправдывая и бред.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s