Тлетворное влияние онтологического аргумента

Онтологический аргумент – это одно из доказательств божьего бытия a priori. Его наиболее ранняя известная формулировка принадлежит философу и святому Ансельму Кентерберийскому, который изложил её в своём труде “Proslogion” в конце XI столетия.

Забавно, кстати, что первоначально своё доказательство святой Ансельм изложил в форме молитвы, обращённой к богу. Но если предполагается, что сверх-существо способно выслушивать обращения к себе, то зачем ему тогда убеждаться в собственном существовании, особенно со слов смертного? Сложно понять эту забавную странность, но оставим её и перейдём к собственно аргументу.

Существует множество его пересказов; можно изложить аргумент Ансельма в следующем виде.

В каждом из нас есть изначальное представление об абсолютно совершенном существе (про эволюционные корни религии читайте тут). Но если это существо не присутствует в нашем мире, ограничиваясь лишь нашим разумом, то оно не является абсолютно совершенным. Следовательно, самое совершенное существо, а это и есть бог, существует.

Не буду особо заострять внимание на опровержении этого странного “доказательства”, отмечу, что это делали многие философы, от современника Ансельма Гаунило до Канта и Рассела.

Иммануил Кант усомнился в возможности приписывать предикат существования чему-либо на основании возможности это помыслить, сказав свою знаменитую фразу о том, что “мысль о ста талерах в моём кармане не есть сто талеров в моём кармане”.

Не буду уделять этому внимание более подробно. Цель сегодняшней статьи – не столько опровержение онтологического аргумента, сколько то мировоззренческое влияние, которое онтологический аргумент оказал на христианское, в особенности, российское, общество.

Построение Ансельма кажется странной игрой слов, однако оно укоренилось в богословии и философии, шагнув оттуда в обывательские умы.

Онтологический аргумент утверждает эквивалентность мыслимого и существующего в действительности. И из него можно сделать один вывод: то, что можно представить, помыслить, существует в реальности.

Заметьте, ничто не запрещает обобщить формулу “мыслимое есть сущее” с бога на всё остальное. Я уверен, приравнивание мыслимого к сущему проистекает именно от онтологического аргумента.

Несмотря на свою кажущуюся безобидность, эквивалентность мыслимого и сущего – очень опасное заблуждение. И сегодня мы рассмотрим некоторые примеры его тлетворного влияния.

Я наблюдал множество людей, и меня всегда удивляли те, кто живёт в плохих условиях, получает копеечную ЗП, ездит по плохим дорогам, ходит по грязной с кучей мусора улице, но при этом свято уверены в том, что Россия – самая лучшая великая держава номер один. Таких людей в России очень-очень много. Спрашивается, почему уверенных в величии России нисколько не смущает низкий уровень жизни и весь этот бардак?

Более того, что мешает ура-патриоту, нахваливающему свою страну, просто взять и привести в порядок собственный двор или хотя бы не выбрасывать мусор не в урны? А я вам скажу.

Возможность помыслить Россию великой державой в сознании религиозного обывателя эквивалентно тому, что Россия – это великая держава! Спрашивается, зачем вообще что-либо делать, если страна и так великая?

Низкий уровень жизни и неблагоустроенность – это результат невыполнения определённых действий. Однако те, кто должен выполнять эти действия, не делают свою работу вовсе или делают её нестарательно, потому что, парадоксально, любят свою страну! Ещё раз заострим на этом внимание.

“Я люблю Россию и помышляю Россию великой страной. Значит, Россия – великая! Но Россия более великая, чем её образ в моих мыслях. Значит, Россия велика на самом деле! Зачем тогда стараться что-то делать, себя гонять, если моя страна и так велика!?” – так можно представить себе ход мыслей обычного ватника, сочетающего лень и квасной патриотизм.

Очень странно называть Россию великой только лишь на том основании, что об этом можно подумать. Однако это нисколько не смущает верующую публику. И многие патриоты рассуждают именно так!

Обратите внимание, кстати, на любопытную подтасовку. Россию считают сверх-державой не как результат её реальных экономических\культурных достижений, а России приписывают достижения (сомнительные) на основании того, что могут помыслить эти достижения, помыслить Россию великой.

Дурацкая избитая фраза “Россия встаёт с колен!” нередко преподносится как оправдание низкого уровня жизни. Но почему многие люди считают, что это должно его оправдывать? Потому что религиозное сознание российского обывателя смешивает помыслы о будущем (сомнительном, кстати, потому что не факт, что в будущем она встанет) с реальным воплощением в жизнь этих помыслов, то есть путает мнимое и реальное! Раз Россию можно помыслить встающей с колен, значит, она встала с колен! Значит, у нас всё хорошо!

И ещё один яркий пример по поводу того, что в России нет проблем. Мне пришлось принять много противорвотного, чтобы его достать. Но оно того стоило, потому что это хороший характерный пример и из самого омерзительного рассадника ханжеского боговерского патриотизма. Итак, цитата с сайта “Ночных Волков”.

Насчет того, что наши байкеры катают на чужих байках… Да Бог с ним… Свои научимся делать.

Обратите внимание. Огромное технологическое отставание России, проявляющееся в том, что страна не в состоянии производить мотоциклы уровня американских, автор цитаты вообще не считает проблемой: “и бог с ним”.

Вовсе не факт, что какой-либо российский производитель когда-нибудь переплюнет Харлея. Однако автор цитаты говорит об этом как о несомненном факте: “научимся делать”.

А почему? Потому что помыслы о светлом будущем (“Свои научимся делать.“) в боговерском сознании эквивалентны делать хорошие мотоциклы в реальности!

Почему бы не сказать что нибудь вроде: “Да, увы, наша страна пока не в состоянии производить мотоциклы уровня американских. Это проблема отставания нашей промышленности. Но мы обязательно постараемся её решить!”? Вместо этого автор цитаты просто кормит себя размышлениями о светлом будущем, ошибочно считая их реальностью, и проблема не формулируется вовсе! Вместо её признания произносится это гордое и пустое “ничего!”

В одном случае проблема отставания признаётся. В другом она просто не формулируется. Как вы думаете, в каком случае больше шансов её заметить и решить!?!

К слову, очень похожа на проблему вставания с колен страны так называемая драма диванного гения – проблема “вставания с колен” отдельного человека. Человек, бездельничая и ленясь, отказывает себе в чтении книг, занятиях спортом и других формах саморазвития. Потому что может помыслить себя уже развитым. И на этом основании уже считает себя развитым: “Зачем чего-то делать, если я и так хороший!?!” Естественно, это самообман, однако не каждый диванный гений в состоянии его распознать. Вот так мысли о саморазвитии заменяют результат саморазвитие!

Я думаю, что истинный корень обломовщины – беды российско верующей интеллигенции – это въевшийся в её религиозное сознание онтологический аргумент.

Думать, что что-то сделал, не есть это сделать.

Уверен, что в странах, где распространена религия, реже отдают долги, чем в странах с преобладанием атеистов. Потому что должник выстраивает в своём сознании всё то же построение а-ля Ансельм: помыслы о возвращении долга он приравнивает к возвращению долга! Поэтому от одной мысли вернуть долг внутренних стимулов рассчитаться становится меньше. А раз стимулов меньше, то и действий меньше. Ведь мысли о том, что долг вернул, человек воспринимает как реально его вернул! И его они не беспокоят.

Я не берусь утверждать, что это так. Но меня нисколько не удивит, если вдруг выяснится, что в странах с большинством христиан больше неплательщиков, нежели в странах с преобладанием граждан с атеистическими взглядами.

Однако из онтологического аргумента может расти опасность не только для саморазвития человека, но и для его жизни.

Сколько тысяч людей было уничтожено во время сталинских репрессий! Их казнили как революционеров за инакомыслие. Но является ли участием в революции мысли о ней? Естественный ответ – “нет”, но если только ваше сознание не заражено вирусом Ансельма. Тогда ваши мысли о смене режима верующие сотрудники НКВД понимали как эквивалент революции. Если вы только думаете о смене режима, значит, вы его уже сменяете! Какая отвратительная подтасовка! Но почему мыслимое и реальное смешиваются!?! Потому что религиозное сознание смешивает эти вещи. Вирус Ансельма заставляет забывать про грань между сущим и мнимым.

Подчеркну, что целью моих нападок ни в коем случае не является сама персона Ансельма Кентерберийского. Скорее всего, это был выдающийся логик и мыслитель своего времени, раз мы до сих пор помним о нём и его трудах. Ансельм просто предоставил своё имя для обозначения построения, которое он создал.

Аргумент Ансельма – это лишь обозначение для того построения, которое возникает в боговерском уме. И я уверен, что почвой для такого возникновения является религия.

Религия пропагандирует существование вымышленных существ (их вымышленность, я уверен, на самом деле понимают все без исключение боговеры), придавая им статус сущих. И именно религия с её “мнимое есть сущее” и является той почвой, на которой построения в духе Ансельма вырастают сами собой у самых разных людей, как после Ансельма, так, я уверен, и до него. Просто Ансельм – первый известный автор, давший построению имя.

А теперь представьте, что было бы, если бы не было религии с её благоприятной средой для подмены мыслимого и сущего. Не было бы всех этих диванных Обломовых, сталинских репрессий за мысли, бардака в стране под всеобщий патриотический вой, хождений страны по дорогам ложного светлого пути и многих-многих других неприятных вещей.

Я уверен, что отсталость России – это следствие её глубокой религиозности. Которая прочно въелась в обывательские умы, вынуждая их путать мнимое и действительное.

Религия России – это не её главное богатство, а её главная беда. И если Россия планирует стать развитой научно-технологической державой, то ей следует всячески искоренять религиозное мышление и всю ту идиотскую мнительность, которая является его прямым следствием.

Advertisements

2 thoughts on “Тлетворное влияние онтологического аргумента

  1. Потому что страны Европы не стремятся к изоляции (и самовозвеличиванию), за исключением России. Чем сильнее изоляция, тем медленнее эволюция общества, потому что эволюция ускоряется при ускорении обмена идеями. В Европе были и репрессии за мысли и многое другое. Однако там это вместе с религией успело сильно выродиться. Россия же лелеет свои религиозные пережитки (это называется приторно “наши традиции”), поэтому повторяет ошибки религиозной Европы многовековой давности. Ну и идея великой империи – а это византийское наследие – никуда не девается. Вот и имеем сплав имперскости и религиозности в итоге. Прекрасная почва для роста поповского казённого мракобесия.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s