Истинная роль духовного степлера

Выражение “духовные скрепы” меня раздражает своей несуразной патетичностью (не “скрепки”, а старообразное громкое “скрепы”). Плюс к тому, может сложится впечатление, что люди – это такие листки бумаги, которых злая рука системы насильственно сковывает стальными скобами.

Но есть и объективный момент: сами “скрепы” совершенно никого не скрепляют.

История – это продажная девка идеологии. Попы могут упоённо заливать про традиции, единство, веру и любовь, однако если не идти на поводу у певцов казённой мифологии, то мы можем вспомнить об очень неприятных для идей религиозного единения моментах.

В конце XV века, когда Русь была поголовно православной, случается первый заметный конфликт в русской церкви – ересь жидовствующих. С еретиками поступили в лучших традициях Средних веков: им вырывали языки, их сжигали живьём, резали, давили и душили. Традиционно русский способ наказания еретиков – это сжигать в стальной клетке на льду или поджигать на голове короб из бересты. Это, кстати, к вопросу о том, что правславная церковь добрая и не устраивала казней, в отличие от католиков.

В полностью православной стране происходит раскол XVII века, когда, казалось бы, духовные скрепы должны были сцементировать общество в некий идейный монолит, особенно после устранения прежних еретических течений. Однако никакой монолитности. В результате этого раскола мы видим разбиение церкви на кучу мелких и не очень течений, конфликтовавших друг с другом.

Да и сейчас в России существует несколько православных церквей, отношения между которыми далеко не самые тёплые.

Ну и, наконец, ещё одно яркое событие, которое стоит упомянуть, – это революция 1917 года. Церковь тогда, конечно, пострадала, но сугубо от рук своих бывших прихожан. Дело в том, что в России крещение было обязательным вплоть до 1906 года. Поэтому церкви громили и попов стреляли сугубо люди воцерковлённые, исповеданные. Крещёные.

Никакие скрепы и батюшки не спасли страну от революции. Как не спасали от расколов и раньше.

Духовные скрепы совершенно никого не объединяют. Даже тогда, когда страна полностью официально и неофициально православная, в ней случаются расколы. Более того, сами скрепы только катализируют конфликты на религиозной почве. И вот почему это так.

Православие, как и любая другая религия, не располагает и не может располагать твёрдыми доказательными положениями, доступными для практической проверки. Всё содержимое поповских книжек неподтверждаемо и его можно трактовать как угодно.

Это в науке у вас есть возможность проверить правильность её положений. Взять, к примеру, химический состав нитробензола и его определение. Можно сделать элементный анализ этого вещества методом сжигания. Можно снять серию ЯМР-спектров, а затем посмотреть на интегралы пиков. Зная качественный состав, можно определить молекулярную массу при помощи масс-спектрометра, а затем вытащить из неё формулу.

Можно придумать ещё не один способ, но важно не это. А то, что все они дают одинаковые результаты и тем самым подтверждают друг друга.

Однако в религии такого нет и быть не может: истинность религиозных положений непроверяема изначально. Она операется сугубо на веру в правильность трактовок так называемого священного писания, которое, кстати, изобилует противоречиями.

Наверное, самый яркий пример такого противоречия – это нарушение заповедей в самой Библии. Сперва Яхве выдаёт Моисею скрижальки с пресловутым “Не убий!” И Моисей внемлит, а потом приказывает членам Левиева колена достать мечи и истребить как можно больше соплеменников.

Такова судьба любых абсолютистских незаконченных утверждений – они существуют лишь на бумаге, но принципиально не могут быть исполнены на практике.

Библия – это каша из противоречивых непроверяемых сведений, и верующие занимаются тем, что пытаются её трактовать. У них получается это делать сугубо на свой лад. И каждая такая трактовка упирается не в эксперимент, а в фантазию автора. Более того, наверное, для каждой трактовки можно сослаться на удобного для её сторонников святого, чтобы придать ей каноничности и важности.

И всё это сочетается с насаждением идеи о том, что только вера имеет ценность и лишь она имеет значение.

А теперь представьте, что есть два человека, каждый из которых имеет собственный взгляд на Библию, при этом он относится к своему взгляду предельно серьёзно. Как вы думаете, будет ли такой свято верящий в один комплект идей фанатик признавать правоту других фанатиков со своими наборами идей? Нет, он будет отстаивать свой, потому что его научили, что вера – это главное. И, более того, у них изначально нет возможности договориться, потому что предметы их веры изначально неподтверждаемы. И это лишь увеличивает вероятность конфликта между ними.

Каждая церковь учит своим предельно зыбким постулатам, но при этом требует к ним самого серьёзного отношения. Эта категоричность в скользких вопросах лишь провоцирует конфликты между теми, кто их понимает по-разному. В итоге мы не можем иметь ничего другого, как разнородных радикалов, которые уверены каждый в своей правоте и категорически не признают правоту других.

Протестанты, католики, иконоборцы, православные и старообрядцы – всё это конфликтующие дробления христианства, каждое из которых явно или неявно претендует на роль объединителя общества.

Более того, похожая картина наблюдается и в других религиях. Например, шииты и сунниты в исламе. Они также принципиально не в состоянии договориться, но при этом свято уверены только лишь в собственной правоте.

Естественно, во всей этой воинствующей каше из трактователей мифов и их последователей найдутся дельцы, готовые направить силу оскорблённых чувств в нужное им коммерчески выгодное русло. Например, покупайте больше свечек, тряпочек или барашков, чтобы силу своей веры доказать.

Так и получаются течения, приносящие выгоду своим адептам и нетерпимость к другим точкам зрения их последователям.

Религии лишены возможности достоверной, практической проверки своих изощрённо противоречивых скользких книг. Но при этом настаивают на своей абсолютной правоте. По этой причине религии не могут избавится от своей конфликтной категоричной природы.

Истинная роль церкви – это наживаться на чужом невежестве и вносить расколы в общество на религиозной почве. И при этом сладко петь про поразительную объединяющую силу духовных скреп.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s