Радиация в Питере: мифы или реальность?

Я много раз слышал эту байку: мол, Питер – это город-реактор. Здесь залежи гранита, в котором много урана, поэтому в Питере фонит каждый камешек. В городе опасно жить, и все педали.

Эту байку любят всякие повёрнутые на экологии параноики, которые и понятия, что такое экология, на самом деле не имеют. Там, разные тётки, помешанные на здоровом образе жизни. И тут жёлтые газеты кидают им кость – в городе радиация! Аааа! Вот они и начинают носиться, мол, как фигово жить, нас облучают, пора предпринимать меры.

Звучит глупо, но… Но вдруг это правда? Вдруг у меня у дома фонит как в Припяти?

И есть только один способ это проверить – непосредственный. Экспериментальный.

Ну, я решил взять дозиметр, прогуляться по городу и померить фон. Просто забавы ради.

Померил много где. И сразу скажу: всё это ерунда. Ничего из того, что я мерил, в Питере не фонит. Приведу несколько скринов.

Для справки. Мой счётчик Гейгера-Мюллера регистрирует в единицах CPM – counts per minute. То есть, количество зарегистрированных прибором событий ионизации в детекторе счётчика за минуту.

Для справки. Нормальный радиационный фон, регистрируемый моим счётчиком Гейгера-Мюллера, – это 20-40 CPM. Тело человека содержит радиоуглерод и 40K – радиоизотоп калия. Поэтому показания у тела в норме – 20-25 CPM. У почвы – меньше – 16-20. А у куска настурана (это урановая руда) из Конго ~ 2800 CPM. Стандартный источник 5uCi на кобальте – 26500 CPM.

Так вот. Нигде в Питере у жилых домов я не встречал фон больше 40 единиц.

Фундамент дома, Гражданка.IMAG3780

Всего 19 CPM. Это даже ниже нормы!

А вот что в песочнице у метро Просвет. Песок – это продукт выветривания гранита. А в гранитах встречаются минералы урана и тория в качестве акцессорных. Ну, всякие там самарскиты, монациты, ортиты, иногда настуран, и т.п. То есть, по идее, в песочнице фон должен быть больше. Проверяем.IMAG3782

Да, но, в среднем, всего 31 CPM. Это в рамках нормы.

В общем, много где я заморочился измерил. И скажу, что повышенный радиоактивный фон в Питере – это, похоже, байка: я нигде его не обнаружил…

Leave a Reply

