Психоделическое творчество и закаты империй

Заметил одну любопытную вещь.

В годы закатов и смут империй в них становится популярным психоделическое творчество. Появление психоделических ноток в культуре страны симптоматично и часто сопутстует состоянию упадка этой страны.

Искусствоведы смогут разжевать эту тему получше меня; это может быть идеей для курсовой или даже диссертации по искусствоведению. Ну а я просто сделаю небольшую демонстрацию.

Взять, к примеру, 80-е. Это время заката СССР. И что мы видим на культурном поле? Мы видим много образцов популярного творчества с яркими психоделическими мотивами. Взять, например, популярнейший Арменфильм. Кадры из мозговыносного мультика про глупого мальчика и русалку.

in_blue_sea

korabli-lezhat-razbityi-sunduki-stoyat-raskryityi_16

В те же году группа НОМ начинает исполнять свои феерические шизофазические песни. Неформальные художники Ленинграда начинают заниматься сюрреализмом. И эта волна не просто захватывает музыкантов и аниматоров. Она пробирается на центральное телевидение даже в спортивные программы.

Вот, например, совершенно кислотная заставка из программы “Ритмическая гимнастика”.maxresdefault

А вот кадр НОМ на ЦТ.

hqdefault

Впрочем, не только концу СССР сопутствовала волна авангардизма и психоделии в искусстве. Она же ознаменовала и рождение СССР вместе с упадком Российской империи.

Смутные 1910-е годы и начало 20-х. Именно тогда на авансцену и выходят авангардисты. Малевич рисует свои квадраты, Кандинский пишет картину одна поразительнее другой. Картинка в начале поста – это его работа, “композиция VIII”.

Кубисты, футуристы и прочие авангардисты разных мастей обогащают мировую культуру своими чудными произведениями. И все они выглядят предельно психоделично. Вот, к примеру, трамвай Александра Богомазова, 1914 год.

Alexander-BOGOMAZOV-Tram

Делиричность и кислотность цветов. Это ярко. И это могло появиться только в своё время перемен и кризисов.

Впрочем, психоделия проникает не только в творчество художников. Взять, к примеру, Велимира Хлебникова. Процитирую его стихотворение “Кузнечик” (1912).

Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!

Можно сравнить с НОМ начала века.

Впрочем, сопутствие психоделических мотивов в культуре закату империй – это не только явление из истории России. Британская империя переживала не самые лёгкие времена в 60-е. И в это же время появляются классический фильм от the Beatles, ставший культовым.

315568.660xp

Впрочем, психоделия в культуре во время закатов империй, возможно, весьма древнее явление, не ограничивающееся лишь XX-м веком.

Во время последних веков Рима стало популярным эзотерическое христианство, которое было связано с психоделиками. Читайте, например, про христианство и алкалойды спорыньи. Ну а тут про связь христианства и психоделии.

Появление кислотного творчества в массовой культуре какой-либо страны говорит о том, что эта страна находится в стадии трудных времён. Ну а теперь к главному вопросу на сегодня. А что нынешняя Россия? Наблюдаются ли культурные симптомы распада этой страны?

Хереющая экономика, изоляция, тупые аннексии, войны, в том числе, конфликты с соседями, и многое другое. Всё это, по идее, должно подталкивать Россию к кризису. Но удивляет то, что я почти не вижу симптомов кризиса в культуре.

Всё скучно и тупо. Никаких психоделичных мотивов по телевидению, вместо этого уродливые тупые пропагандоны с распятыми мальчиками. Да и не только ТВ демонстрирует всякое отсутствие массового псай-авангарда. Даже андеграундный-неформальный Павленский никак не тянет на психоделическое творчество. Да и арт-группа Война, подаривгая миру Pussy riot и Космический хуй, это не психоделия. Это трэш. Это панк. Но это не сюрреализм.

Монстрация – это круто. Но это очень локально.

И вот какая ситуация интересная наблюдается. Страна всеми своими действиями приближается к состоянию трупа, однако этот почти труп всё никак не хочет умирать. Более того, у него даже нет признаков агонии или же предсмертных истерик. Никакого делирия, никаких сдвигов сознания. Всё тупо стабильно. Или стабильно тупо.

И тут есть два варианта. Либо нынешний кризис страны имеет совершенно другую симптоматику, которая не включает в себя психоделические нотки в культуре. Либо кризис ещё вовсе не начался. А все нынешние угрозы стабильности не имеют под собой реальных оснований.

Поживём-увидим. Но я надеюсь, что рано или поздно монстрация перестанет быть местечковым проектом. Страну захлестнёт волна абсурдных лозунгов под песни классиков вроде Битлз или Цоя. И, конечно, новых представителей. Военный агрессор рухнет, выводя войска под нотки кислотных ритмов. Украина вздохнёт спокойно, ну а на месте ядерного мордора начнут всходить новые ростки неагрессивных и технологичных государств…

Advertisements

5 thoughts on “Психоделическое творчество и закаты империй

  1. Не упомянут важный психоделический перестроечный фильм – Город Зеро.

    Кстати, ватники-государственники наверняка считают, что психоделика – это не признак развала, а наоборот – это оружие ментального поражения, которым Запад развалил СССР (помимо джинсов и жвачки).

  2. Ага! Очень вероятно, что именно так и считают.

    Я даже допускаю, что такое мнение могут иметь и очень высокопоставленные лица в России. Вот только на совершенно культовые вещи вроде The Wall, YS или же лучшие трэки Посфорда или Infected Mushroom, российская официальная масс-культура отвечает тупой мертвечиной вроде Russia Today или мультиком “Маша и Медведь”. Что есть блевотное УГ.

  3. Кстати. Вот ещё забавная параллель.
    КИНО, 80-е.
    null

    Малевич, 10-е.
    null

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s