Идейная повесть империи

Гипотезы и размышления о нынешнем российском патриотизме и великодержавии.

Краткое содержание этой статьи. Империи – это ещё и идеи. Идеи имеют обыкновение терять популярность. Потеря популярности идеи империи готовит почву для её распада. Распад империй – это часть нормального исторического процесса. После распада империи обязательно найдутся правители, желающие её воссоздать. Попытки воссоздать империю в условиях низкой популярности имперской идеи обречены на провал и требуют колоссальных финансовых затрат. Распад России – это её будущее?

В этой статье я буду использовать слово “мем” в том широком смысле, в котором его использует его автор Ричард Докинз. То есть, мем – это некий дискретный культурный объект, будь то идея, поговорка, жест, картинка или бумажный журавлик…

Итак, приступим…

Можно сказать, что в империи живут три человека. Один – это солдат империи. Другой – это борец за независимость своей области\провинции\страны. Ну а третий – это тот, кто не относит себя к предыдущим двум. Впрочем, третья группа имеет тенденцию распадаться на представителей двух первых.

Но почему так происходит? Дело в том, что у каждого человека имеется чувство личной важности. Возможно, склонность к нему закрепилась в нашем поведении естественным отбором как одна из стратегий конкуренции за полового партнёра. Демонстрация самости, особенности и собственной силы – чем не способы его привлечь?!

ЧСВ напоминает хвост павлина. Это склонность к самодемонстрации перед противоположным полом. Павлин – это не намёк на мужской пол. У женщин ЧСВ тоже есть и, возможно, оно там играет роль в отсеве менее подходящих самцов.

Но как и любой другой поведенческий механизм, демонстрация личной важности проходит социальную обработку. Тот или иной социум учит людей, что же является аттрибутами важности. И один из этих аттрибутов – это отношение к государству, которое претендует на звание империи.

Ты круче, если ты – часть большой и сильной империи. Это первый вариант. Ты круче, если ты – житель маленькой, но гордой и самостоятельной независимой области. Это второй. Ну а третий – это те, кто пока не воспользовался ни одним из этих аттрибутов для самоидентификации.

Словно магнит разносит в разные стороны железные опилки, империя раскидывает людей по двум полюсам – имперцев и сепаратистов (не путать с российскими уголовниками на Донбассе). Так было. Есть. И будет.

Но почему? Потому, что сама империя, – это не только несколько стран, объединённых под руководством одного человека, но и идея. Если хотите, империя – это мем. И этот мем поляризует чувство личной важности граждан, разбивая их на два указанных выше лагеря.

Как и любой другой мем, идея империи неодинаково популярна за время ей существования. А это значит, что тиражируемость идеи, её популярность, подвержена эволюции, колебаниям со временем.

И я уверен, что эта эволюция проходит через определённые стадии.

Действительно, взять, к примеру, популярность мемов другого рода – песен. Что если проследить, как меняется ваше отношение к любимой композиции со временем? Сперва вы слушаете её часто. Потом всё реже. Потом она внезапно вам совсем надоедает. Ну а потом вы ставите диск с ней себе на полку и про него вовсе забываете, если не дарите его друзьям. Но потом бывает приятно снова достать и переслушать её. Вы ей снова увлекаетесь, но охладеваете скорее. И это увлечение вряд ли такое же сильное, как это было в тот самый первый раз.

Да что там песня! Например, увлечение вышиванием крестиком. Это тоже мем. И увлечение им тоже развивается сжодным образом. Сперва прознавшие про такое вышивание дамы часами сидят в тёплом кресле и шьют-шьют-шьют своим любимым крестиком. Потом шьют крестиком уже меньше, начиная испытывать уже другой способ. А потом и вовсе к крестику охладевают. До поры до времени, пока снова не откроют для себя прелести этого приёма. Впрочем, после этого они со временем тоже охладевают к нему. Но уже быстрее.

Что бы мы не взяли, мы увлекаемся этим, тиражируем это неравномерно. И, я уверен, постадийно. Я думаю, эти стадии можно обозначить следующим образом.

  1. Стадия впечатления. Это первое столкновение с мемом. Человек ещё не осознаёт, что мем притягателен для него, но уже испытывает стремление этот мем воспроизводить. Он воспроизводит его с ещё неосознанным стремлением. И как только он осознаёт это стремление, начинается следующая стадия.
  2. Стадия ожидания. Носитель мема осознаёт, что тиражирование этого мема приносит ему определённое удовольствие. Теперь он сознательно прибегает к его мультипликации, чтобы удовольствие получить. Он ожидает это удовольствие и его получает. Однако с увеличением числа копирований мема возрастает вероятность ошибки – мутации. И именно когда она происходит, и мутантный мем начинает конкурировать с неизменённым, начинается третья стадия.
  3. Стадия изменения. Носитель мема копировал его так часто, что возникли “мутации”: мем копируется с “ошибками”. И эти ошибки – несоответствия между изменённым мемом и его изначальным вариантом – также начинают копироваться. Но со временем изначальный мем и его разнородные потомки накопируются так, что начинают занимать слишком много памяти. Мема и его производных становится слишком много. Он начинает надоедать. Так начинается чётвёртая стадия.
  4. Стадия насыщения. Репликация мема уже истощила себя и больше не приносит удовольствия. Носитель мема уже успел достаточно сильно изучить его и его дериваты. И носитель мема выработал к нему своеобразный иммунитет. То есть, приобретает невосприимчивость к мему. И как только невосприимчивость формируется, наступает пятая стадия.
  5. Стадия прошествия. Человек невосприимчив к мему. Некогда любимая книга ставится на полку, а любимой песней становится другая. Впрочем, это может измениться со временем. Но это повторное увлечение уже не будет столь же сильным, как прежде. И вот что важно: на этой стадии копирование мема тоже не приносит удовольствие, а ровно наоборот – его отнимает. Оно, как и на четвёртой, затратно.

Сперва вы только знакомитесь с какой-то интересной идеей. Потом она вас увлекает. Потом это надоедает. Потом эта идея, как надоевшая, забывается. Ну а когда она вспоминается снова, она тоже может вас увлекать, но уже не так, как в первый раз.

Каждая такая стадия может длиться неодинаковое время, в том числе, незаметно быстро. Каждая стадия может переходить в любую другую. Цикл из всех этих стадий может повторяться несколько раз, ослабевая с каждым разом.

И что ещё важно. Вероятно, динамика увлечения тем или иным мемом не только одного человека, но и совокупности людей, проходит аналогичные стадии. Сперва общество сталкивается с каким-либо мемом. Потом начинается массовое увлечение им. Иными словами, мода. Затем мода начинает видоизменяться, потом она, в конце концов, надоедает. И проходит.

Возьмём, к примеру, жизнь хитовых песен. Проследите за судьбой любой из них. Сперва это просто знакомство, которое перерастает в массовое увлечение. Затем хиты обрастают “мутациями” – пародиями, перепевками, авторскими клипами. Это третья стадия – стадия изменения. Потом всё это надоедает. Ну а затем хит отправляется на склад истории – пятая стадия, когда хит уже заслушан.

Иногда увлечение тем или иным мемом в обществе может растянуться на срок, превышающий жизнь поколения. Но даже в этом случае динамика развития этого увлечения тоже будет соответствовать указанным выше пяти стадиям.

Взять, к примеру, христианство в Европе. Там вторая стадия (стадия ожидания) была настолько сильной, что она растянулась на многие сотни лет. Потом её сменила стадия изменения. Это когда идеи христианства стали быстро мутировать, изменяться, в результате чего изначальные христианские идеи стали соперничать с их изменнёными, “мутантными” потомками-конкурентами. В истории эта стадия известна как Реформация, когда единая Католическая церковь распалась на кучу разных протестантских движений, не солидарных друг с другом. Ну а после реформации наступила стадия насыщения: христианство стало заметно ослабевать. Тогда исчезли костры инквизиции, казни еретиков, преследования атеистов. Более того, именно в стадию насыщения христианством получает популярность Ж. О. де Ламетри, П.А, Гольбах и другие мыслители материалистических и даже атеистических взглядов. Мемы антиклерикализма успешно вытесняют надоевшие, вымирающие мемы религии…

На данный момент христианство в Европе совершенно выдохлось. Мы уже не видим в городах Европы костров с еретиками и святых мучеников, готовых разводить в своих ранах червей. Конечно, есть многочисленные попытки возродить его; они выливаются в различные общественные движения, союзы и партии. И они имеют даже некоторую популярность. Но популярность христианства в Европе сейчас куда слабее, чем это было, скажем, в XII веке…

То, что уже прошло пятую стадию, можно вернуть снова на первую. Но это увлечение будет гораздо слабее, чем раньше.

Идеи империй тоже развивались сходным образом. Взять, к примеру, Рим. Это тоже идея, и она тоже проделала очень долгий путь от первого расширения владений Рима на Аппенинский полуостров до распада гигантской Римской империи на куски.

После этого распада идея Рима снова приобрела популярность в обществе, но уже значительно слабее, чем это было ранее. Мы знаем императора Юстиниана Великого с его идеей возродить Римскую империю в былом величии и прежних границах. И Юстиниан достиг в этом определённых успехов: его держава по площади на пике своего могущества занимала где-то половину от прежнего Рима. Впрочем, очень сложно поддерживать идею живой, когда у неё уже наступала пятая стадия популярности. Идея с уже подвыдохшейся популярностью не прижилась и была лишь тенью своего прежнего могущества.

Более того. Поскольку на пятой стадии копирование мема не приносит удовольствия и вообще может происходить лишь с затратами, то вполне понятно, почему Юстиниан потратил такое огромное количество средств на свои военные подвиги. После них, кстати, казна Византии была, фактически, опустошена. Ну а после смерти императора его держава очень быстро потеряла всё то, что при нём было завоёвано. Вот во что выливаются попытки насаждать идеи, уже отжившие свою популярность.

А теперь давайте подумаем, что будет, если определённый мем насаждать обществу извне на разных стадиях его популярности. Какой отклик в обществе на каждой стадии это вызовет!?

Очевидно, что он будет положительным на первых двух стадиях – на стадии впечатления и стадии ожидания. Особенно на второй, когда копирование мема приносит удовольствие. Его с радостью будут “подхватывать”. Это будет нейтральное отношение на третьей стадии – стадии изменения. Мем, с одной стороны, ещё надоел, но с другой у него уже есть мутанты-конкуренты, которые его могут вытеснять и работать на потерю интереса. Это будет явное отвращение на четвёртой стадии – стадии насыщения. Когда мем приелся, его реклама будет только бесить. Ну а на пятой стадии мы можем иметь снова нейтральное отношение, поскольку мем уже не воспринимается. Однако если на этой стадии насаждать мем слишком сильно, то нейтральное отношение перерастает в отрицательное, поскольку копирование мема на пятой стадии если и происходит, то оно уже не приносит удовольствия.

Конечно, за пятой стадией может последовать новая первая, но это увлечение уже не будет прежним по своей силе и продолжительности, как, например, христианство не добилось в XXI веке своей средневековой популярности или же как Юстиниан Великий не воссоздал Рим 2.0.

А теперь самый важный вопрос этого поста. Давайте посмотрим, на какой же стадии популярности находится пресловутая и некогда горячо любимая пропагандой идея “русского мира”, то есть идея российской имперскости?

Вряд ли это первая стадия, потому что российское общество уже сталкивалось с идеей империи до этого не раз, так что стадии впечатления быть уже не может. Она бы быстро перескочила на вторую.

А что вторая стадия? Вторая стадия развития популярности идеи характеризуется тем, что на ней тиражирование этой идеи максимально. На ней наиболее велика её популярность. А теперь зададимся вопросом: популярна ли в нынешней России идея “русского мира”?

Недавний ажиотаж по поводу Крыма поразительно быстро выдохся. Радость “воссоединения” сейчас испытывают лишь самые маргинальные пропагандистские СМИ, и, похоже, их восторги не подхватываются в обществе.

Почти четыре года назад, в разгар “русской весны”, у каждого метро в Питере стояли палатки с надписями “помощь Донбассу”. Поразительно, но в самый, казалось бы, ажиотажный для “русской весны” период, эти палатки почти не собирали народу. Более того, парочку таких ларьков забросали тухлыми яйцами, ботинками и чем-то совсем уж грязным. После чего эти точки испарились из города. И это при том, что в России довольно инертное пропутинское общество. А теперь ещё подумайте: пользуются ли в России популярностью “герои новороссии”? Ни в коем случае. Я ни разу не видел их. А это значит, что своё отношение к Донбассу им выгодно скрывать, ввиду своей явной непопулярности.

Признаем этот факт: “русская весна” провалилась! Никакого захвата Киева, Мариуполя и Одессы. Ну а на оккупированных территориях вообще творится трэш. Как вам такое, из недавних новостей: “Власти ДНР” вводят санкции против “ЛНР”! Поразительно! И это и есть “русская весна”, единство и “наш путь”?

Очевидно, что идеи империи в России не популярны и находят поддержку лишь в среде дремучих верующих маргиналов, но никак не в массах. В противном случае, к палаткам “помощь Донбассу” выстраивались бы огромные очереди, миллионы добровольцев сами полезли бы на соседние земли, тысячи волонтёров бесплатно помогали бы путинскому режиму, ради идеи. Ну а всех несогласных с Путиным терзала бы толпа, как она терзала еретиков в средневековой Европе или в сталинском СССР. Но мы ничего такого сейчас не наблюдаем!

Из этого вывод – увлечение “русским миром” явно не на второй стадии. В ином случае мы видели бы симптомы – массовое воодушевление идеей и радость от её тиражирования. Которые почти никак сейчас не наблюдаются.

На третьей стадии идея мутирует и появляются её клоны. А на четвёртой она начинает надоедать. И сейчас в России мы наблюдаем именно конец третьей и начало четвёртой стадии. После уже перенесённой пятой, потому что крах идеи империи уже был в виде распада СССР. А это значит, что в стране будет наблюдаться насыщение идеей, а ровно как и её мутантные варианты.

Что мы и можем наблюдать! Во-первых, есть несколько идей “руского мира”. Идея союза с Западом, с Китаем, идея полной самобытности, идея светской монархии, демократии, религиозной деспотии. Но все эти идеи уже не вызывают восторга. Они приедаются, что и следует ожидать на четвёртой стадии. К тому же, ослабленной, после уже пережитой до этого пятой, это когда империя уже развалилась раз.

А теперь вспомним, какое в обществе будет отношение к мему, если его насаждать извне на третьей и четвёртой стадии популярности этого мема? Это нейтральное отношение и отторжение. И то, и другое мы и можем наблюдать в российском обществе по отношению к “русскому миру”!

Эти идеи либо нейтральны, либо вызывают отторжение. И они не популярны.

Итого, в России сейчас слабенькая третья, переходящая в четвёртую, стадия увлечения имперской идеей.

Имперская идея в России выгорела, исчерпала себя. Она не находит большой поддержки, она выдыхается. И эта та ситуация, когда её место может занять идея-конкурент, как в своё время антиклерикализм и атеизм вытеснили увядающее христианство в Европе.

Судьба имперской идеи понятна. Если её нагнетать, то это может вызвать лишь отторжение, потому что у нас не вторая, а третья-четвёртая стадия. Ну а если идею вообще убрать из пропаганды, то она забудется сама собой как неинтересная. В итоге у нас имеется следующая картинка: изжившая себя идея стремительно теряет популярность, причём пропаганда не в состоянии изменить этот ход событий.

А что бывает, когда изжившую себя идею пытаются искусственно насаждать!?! Вспомните про имперские подвиги императора Юстиниана, о которых было сказано выше. Такое насаждение идеи очень затратно и не способствует её популярности. Что мы и видим в современной России, когда имперщину пытаются навязать за счёт колоссальных затрат на пропаганду, олимпиады, войны и чемпионаты.

Путинский реваншизм очень напоминает реваншизм Юстиниана, когда непопулярная и изжившая себя идея великой империи насаждается путём колоссальных затрат.

Россия оказалась в ситуации, когда центральная идея её пропаганды оказывается пока ещё не умершей, но уже явно устаревшей. Появись тут удачная идея сепаратизма или распада, она, несомненно, одержит победу в борьбе за умы, так как её соперником будет малопопулярный исчерпавший себя мем-архаизм. А это значит, что российское общество могут ждать большие перемены. По крайней мере, идеологическая начинка российского имперства явно стухла.

Потеря популярности идеи империи готовит почву для её распада, потому что теряется идеологическое обоснование её целостности. И в этой ситуации мне рисуется лишь одна картинка будущего России: фрагментация. “Третий Рим” может повторить судьбу Первого..

Идеи империи – это то, что эти империи создаёт. А потерявшие популярность идеи империи – это то, что их разваливает. И мемы идеи империи тоже можгут погибать, доходя до определённой стадии развития своей популярности… Что мы и наблюдаем в современной России.

Всё на сегодня…

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s