Доброта

Сегодня мы поговорим про так называемую доброту. Тему, которую не обходит вниманием ни одна религия. Так вот. Открою одну тайну. На самом деле, никакой доброты не существует.

Добро – это лишь красивый миф. Его очень любят верующие, литературные дамы, моралисты и другие высокодуховные персоны. Они обожают рассуждать про любовь, благо, всепрощение и прочие абстрактные абсолютистские пустышки. Но от этих рассуждений факт не перестаёт быть фактом: никакой доброты на самом деле не существует.

Поясним.

Ведь что мы называем этим словом? Добро – это когда нам делают что-то приятное или полезное, будь то подарок, услуга, комплимент или же просто улыбка. А доброта – это тенденция такие поступки совершать. Но все эти действия продиктованы лишь сугубо корыстными причинами, и ниже я продемонстрирую вам это.

Нет никакой доброты. Есть лишь инвестиции.

Конечно, религиозные люди очень любят говорить красивые слова про сердечность и подлинно бескорыстную любовь. Иногда они даже делают дела, которые можно назвать добрыми. Но это лишь прикрытая красивыми историями религиозная фальшь. На самом деле, “доброе” поведение верующих предельно корыстно. Просто так они хотят заслужить некое поощрение от своего бога, в которого они верят.

Подал нищей старушке полтинник? Значит, сделал богоугодное дело. Значит, всемогущий бог может смилостивиться над тобой! Подаст тебе ещё больше в твоей дальнейшей земной жизни, а, может, и избавит тебя от жарки в адском котле после твоей смерти! Таким образом, верующие просто инвестируют в своё светлое будущее. Подавая нищим, они покупают себе надежду на него. Хотя, естественно, всячески это отрицают.

Впрочем, подавать старушкам могут не только верующие. Очень часто таким образом нерелигиозные люди откупаются от собственной совести.

А что такое совесть?? Это просто страх осуждения окружающими людьми.

Да, конечно, очень многие люди презрительно заявляют, что им “начхать на то, что там считают окружающие”. Но дело в том, что подавляющее большинство из нас крайне чувствительны к тому, что о них подумают другие. Тут я сделаю небольшое отступление и поясню.

Мы придаём мнению окружающих очень большое значение. Люди – это социальные существа, поэтому мнение социума для нас предельно важно.

Подлинное умение плевать на мнение окружающих – возможно. Но это очень непростое дерзкое интеллектуальное достижение, для которого необходимы серъёзные познания в эволюционной биологии, этологии, физиологии, биологии позвоночных, химии и даже физике. Умение плевать на то, что подумают о вас окружающие, требует хорошей естественно-научной подготовки. Но как можно ожидать такой подготовки от тех, кто в своей массе не в состоянии освоить даже школьный курс химии? Поэтому очень часто все эти “мне плевать на мнение окружающих!” – это лишь необоснованная бравада и приписывание себе сложных достижений, которыми человек в действительности никак не обладает.

Подлинным искусством плевать на мнение окружающих могут похвастаться лишь немногие. Поэтому большинство людей придаёт большое значение мнению окружающих о себе, хотя и всячески это отрицает…

Подаяния нищим старушкам продиктованы страхом показаться скупыми, бессердечными или же бесчеловечными в глазах окружающих. Ну а явное смущение людей при виде нищих, – это их внутренний конфликт между своей собственной скупостью и нежеланием эту скупость сделать обнаруженной.

Очень часто именно скупые и чёрствые люди боятся показаться такими. Это продиктовано тоже прозаичными причинами: инстинктом охотника; нам неприятно быть понятными и доступными для наших потенциальных соперников, коими, по большому счёту, являются все окружающие нас нормальные люди. Поэтому часто предельно скупые и абсолютно чёрствые люди вовсю подают мелочь нищим, чтобы просто купить себе право называть себя щедрым\великодушным и при этом какбы не лгать.

Конечно, есть и так называемая жалость. Но она – лишь неумение отделять свою персону от окружающих плюс сочувствие самому себе. Поэтому делая добрые поступки в отношении всяких там нищих, люди заодно просто откупаются от собственных жалобных чувств.

Очень много добрых дел происходит от людей, не имеющих высоких социальных навыков. Это всевозможные маргиналы, одиночки, нищие старушки, люди с богатым внутренним миром, психи, творческие личности, бедняки и т.д.. Из этого факта “растёт” известный стереотип о том, что богатые люди – злые и плохие, ну а бедные – они обычно хорошие, человечные, и т.п..

Почему это так?

Дело в том, что так называемые добрые дела – это самый простой способ купить себе социальное одобрение. Быстрый доступный способ показаться социализированным в глазах окружающих – это совершать некие добрые действия.

Допустим, Вася – странный мальчик, псих и вообще калоритный персонаж. Но если Вася переведёт старушку через дорогу или же поможет пожилой даме поднять чемодан, то тогда называть Васю психом или же изгоем уже как-то неудобно. Ну, это уже тогда не псих, а человек, у которого случились временные трудности, с кем не бывает. И Вася уже не воспринимается как антисоциальный враждебный тип. Наоборот, он заслуживает одобрение своими действиями. Так Вася покупает хорошее отношение к себе.

Поэтому нет никакой доброты в действиях Васи. А есть лишь инвестиции в собственную социальную репутацию, которые Вася совершает под видом благих поступков.

Людям, добившимся успехов и благополучия, часто ничего уже не нужно, у них и так всё уже есть. Именно поэтому у них может уже не быть нужды совершать некие социальные инвестиции aka добрые действия. И именно поэтому за состоятельными людьми закрепился стереотип о том, что все богатые – обязательно злые…

Допустим, некоему человеку кто-то дарит крупную сумму денег. В каких случаях это может быть?

Классический пример – взятка.

Ещё возможный и вполне законный вариант – это просто покупка времени другого человека.

Допустим, внимание и расположение некоего человека стоят слишком дорого, чтобы уделять их кому-то другому за просто так. Это обычно называют словами про дорогое время. Как поступить в этом случае тому другому человеку, которому это время требуется, по каким-то своим причинам? Правильно – его покупают. Деньгами, услугами, обязательствами… В общем, делают вполне себе конкретные инвестиции во внимание к себе нужных людей. Что, конечно, можно преподнести как добрые поступки.

Конечно, не стоит забывать про большие дружеские подарки. Знаете, вполне бывает такое, когда друзья дарят вам что-нибудь очень приятное и предельно полезное.

Но!

Когда они дарят вам нечто ценное, они ожидают от вас, что вы ответите и им тем же самым в дальнейшем. Таким образом, они просто инвестируют в ваше возможное хорошее отношение к ним в будущем.

Но это ни что иное, как инвестиции в партнёрство. Которое банально выгодно, потому что многие действия проще совершать сообща, чем в одиночку.

А ещё люди любят приятные сюрпризы; по этой причине, делая подарок вам сейчас, они расчитывают на приятный сюрприз от вас потом. Может быть, вы ответите чем-то приятным им в будущем! А это, повторю, выгодно, потому что взаимное расположение предрасполагает к партнёрству, которое выгодно.

Кстати, подарок – это ещё и покупка повода называть вас неблагодарными, в том случае, если вы не ответили должным образом. То есть, подарок может быть поводом для своего рода шантажа вас. Что может быть выгодно в тех или иных ситуациях.

Как вы видите, делать подарки бывает вполне оправдано.

Ну и, конечно, не стоит забывать про подарки дамам. Здесь, я думаю, очень глупо подозревать некое бескорыстие.

Вы улыбнулись другому человеку – вы инвестируете в хорошее отношение к себе. Вы сделали подарок – вы инвестировали в свою репутацию плюс в расположение того, кто этот подарок принял. Вы перевели старичка через дорогу – теперь уже никто не посмеет назвать вас бессердечным, своими действиями вы купили себе право честно называть себя добрым… И т.д..

Да что бы мы ни взяли из того, что можно назвать примерами доброго поведения, мы всегда сможем найти в этом сугубо корыстную, прагматическую причину. Поэтому нет никакой доброты. Есть лишь инвестиции. Но они бывают разумными. А бывают и нет.

Например, глупо инвестировать в некую жизнь на том свете или же откупаться от страха быть сваренным в котле со смолой. А ровно как и от страха постоянно воевать в некой Вальхалле в окружении таких же, как и вы.

Конечно, слова о том, что никакой доброты на самом деле нет, некоторые люди могут воспринять как пропаганду насилия.

Многие люди склонны передёргивать и делать слишком резкие выводы. Но я поясню.

Я думаю, что партнёрство лучше, чем конфликт. Мир лучше, чем война. Жизнь лучше, чем убийства. Прагматическое, расчётливое добро гораздо лучше, чем абсолютистское, которое может перерасти в бессмысленное зло.

Мы все – корыстные существа. И в этом нет ничего плохого. Лучше уж прагматические, основанное на возможной выгоде добро, чем прикрытые рассказами про справедливость и светлое будущее войны, репрессии, террор и бесправие. Которые так любят верующие, прикрывая всё это сладкими историями про всепрощение и любовь…

Такие дела.

2 thoughts on “Доброта

  1. Серьёзно? Вы действительно так считаете? Или это продиктовано настроением или “плохим” днём? Неужели вы действительно думаете что во всех добрых поступках есть какая-то корысть или это все инвестиции? Я очень удивлена. Даже немного шокирована. Я честно пытаюсь оценить собственные действия с точки зрения ваших рассуждений, но никак в это не укладываюсь. Вы меня удивили.

  2. Я буду резок.

    Никак не укладывайтесь? А вы попробуйте не врать себе, думать глубже и быстрее. Тогда определённо получится

    Что за идиотские “плохие дни”? Я всегда пишу то, что на самом деле думаю, без кривляний и ужимок. .

Leave a reply to 6090m01 Cancel reply